Тип поиска

Tags: , ,

Рождённый плавать: тест-драйв амфибии УАЗ-3907 «Ягуар»

Share


Эту машинку разрабатывали весьма длительно даже по русским меркам. Выстроили всего 20 экземпляров, но серийной она так и не стала. Весьма жалко: остальных таковых у нас просто не было. Что все-таки пошло не так?

Бег на месте

История этого кара смешна (если так можно сказать про военный вездеход) с самого начала. Министерство обороны заказало машинку на Ульяновском авто заводе в управлении головного конструктора в 1976 году. И чтоб этот заказ выполнить, пришлось в срочном порядке организовывать особый отдел, который и занимался бы разработкой особых каров завышенной проходимости для нужд армии и сельского хозяйства. Новейший отдел был сотворен в 1977 году и сходу принялся за собственный 1-ый заказ, ради которого он и был организован. Так был изготовлен 1-ый шаг в трясину бюрократии. Я бы произнес, оголтелый прыжок.

Рождённый плавать: тест-драйв амфибии УАЗ-3907 «Ягуар»

Люди в погонах от конструкторов добивались многого. Во-1-х, эта машинка обязана была быть амфибией. Во-2-х, он обязана была уметь таскать прицеп грузоподъёмностью до 750 кг. Ну а не считая того, перевозить грузы, личный состав и всё, что в неё затолкают. Лучше — далековато и безотказно.

Военные к тому времени уже успели полюбить старенькый хороший УАЗ-469, поэтому эту машинку и взяли за базу будущей амфибии с экзотичным именованием «Ягуар». Поточнее, её военную версию 3151. При всем этом конструкторов не стали запирать в жёсткие рамки и разрешили им творить «во все тяжкие». А это на УАЗе умели, обожали и практиковали. Потому лишь документацию для амфибии разрабатывали целых два года, оставив от изначального 469-го не так много родных деталей.

Рождённый плавать: тест-драйв амфибии УАЗ-3907 «Ягуар»

Понятно, что большая часть различий было продиктовано необходимостью выстроить плавающую машинку. В качестве движителей решили употреблять гребные винты, а для этого необходимо было спроектировать не только лишь эти самые винты, да и коробку отбора мощности для их. А ещё — рули, помогающие управлять машинкой на плаву.

Существует байка, что при первых же испытаниях «Ягуара» эти рули в воде отвалились, но машинка отлично слушалась водителя — привод на рули и колёса был общим. Тогда и от рулей решили отрешиться совсем, ограничив управление на воде только поворотом фронтальных колёс. Таковая схема оказалась успешной, и на нашей нынешней машине употребляется конкретно она.

“Улучшайзингом” серийной коробки ульяновские спецы занялись серьёзно. Так, что на самом деле сделали новейшую КП с иными передаточными числами и с синхронизаторами на всех четырёх передачах. Вообщем, о технике мы побеседуем чуток позднее, а на данный момент вернёмся к истории.

Рождённый плавать: тест-драйв амфибии УАЗ-3907 «Ягуар»

В первой половине 1980 года выстроили 1-ые четыре «Ягуара». Тесты им устроили серьёзные: их принудили полазить по дорогам от Астрахани до Якутии и даже горам Памира. И заказчики остались довольны: машинки и отлично ездили, и хорошо плавали. Хотя, молвят, два самых первых «Ягуара» потонули — кузов пришлось переделывать.

Чудилось бы — всё, пришли к успеху! Машинка вышла, военные счастливы. А нет. Не те эти люди — военные, чтоб ходить счастливыми. Хорошо бы лишь стояночный тормоз не устроил либо насосы откачки воды. Им хотелось всё больше и больше. К примеру, вариант «Ягуара» для пограничников. Здесь, правда, момент не совершенно ясный: пограничники тогда подчинялись КГБ (Комитет государственной безопасности CCCP — центральный союзно-республиканский орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик в сфере обеспечения государственной безопасности, действовавший с 1954 по 1991 год), а не Министерству обороны, но, видимо, они могли воздействовать на приёмку машинки и военными.

Рождённый плавать: тест-драйв амфибии УАЗ-3907 «Ягуар»

Модификацию для КГБ (Комитет государственной безопасности CCCP — центральный союзно-республиканский орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик в сфере обеспечения государственной безопасности, действовавший с 1954 по 1991 год) окрестили досадным именованием «Баклан», но две штуки всё-таки выстроили и выслали их на тесты. Шёл уже 1986 год.

Потянулись последующие три года испытаний. Как бы, к 1989 году военные снова хлопнули шапками о пол и произнесли — нормально. Берём. Заводчане облегчённо вздохнули, хотя часть из их ещё несколькими годами вспять уже даже успела обзавестись заслугами за разработку данной машинки.

Но сейчас у военных справедливо назревал иной вопросец: а оно совершенно нам нужно? Со государством чёрт понимает что творится, а здесь этот УАЗ… И в 1990 году они объявили заводу, что, дескать, извините, средств нет, но вы там держитесь (ну либо что-то  в этом роде). И к 1991 году проект похоронили совсем.

Выстроить что-то штатское на базе «Ягуара» было тогда тяжело: средств не было совершенно ни у кого. А те, у кого они были, УАЗом не интересовались. В итоге история данной машинки завершилась постройкой в общей трудности 20 опытнейших машин, одна из которых  осталась в музее УАЗа. Мы выгнали её на тест прямо с музейного щита. К слову, будете в Ульяновске — загляните туда. Там любопытно.

Машинка не прошла сколь-либо значимой реставрации. С 1989 года она сохранилась хорошо, так что большенный необходимости в серьёзном восстановлении просто нет. Тем не наименее, мы попытаемся отнестись к ней очень заботливо.

Тяжёленький пухляш

Смотря на «Ягуара», тяжело поверить, что в его базе лежит 469-й. Давайте скажем честно: от 469-го там нетронутыми остались лишь мосты. А вот практически всё остальное или новое, или отлично переделанное.

Начнём с кузова. Не кажется ли для вас, что он приметно больше, чем кузов 469-го? Не напрасно кажется. Размеры “Ягуара” — 4 070 x 1 890 x 2 080, а “бобика” — 4 025 х 1 805 х 2 015. Как бы, разница в цифрах не очень большая, но на глаз приметно. Рост длины отчасти разъясняется тем, что раму и впереди, и сзаду мало удлинили: было надо куда-то ставить лебёдку, а в базу — два гребных винта.

Рождённый плавать: тест-драйв амфибии УАЗ-3907 «Ягуар»

Ну и во всём остальном кузов “Ягуара” не похож на кузов УАЗ-469. На самом деле, он — герметичная лодка, причём днище тоже закрыто сплавом. Логично, что со всеми лебёдками, винтами и раздатками “Ягуар” вышел на целых 400 кг тяжелее 469-го. Не считая того, впереди у него есть откидной волнолом, который тоже имеет свою массу.

Про коробку я уже произнес — она синхронизированная, и для УАЗа тех пор это смотрится весьма нежданно. Но основная “фишка” коробки не в ней, а в неизменном полном приводе. Да, это для вас не парт-тайм штатского “бобика”. Ведь вкупе с 2-мя повсевременно включенными мостами в распоряжении водителя есть ещё и понижайка. Правда, понижайка может понадобиться ещё до непроходимой грязи: моторчик-то здесь не самый мощнейший, а обыденный 2,5-литровый УМЗ-414 с 77 “коняшками”. Для тяжеленной машинки — бедно, так что пониженный ряд раздатки может пригодиться совершенно нежданно.

Рождённый плавать: тест-драйв амфибии УАЗ-3907 «Ягуар»

Ну а про мосты и гласить нечего: если они от военного УАЗ-3151, то буквально с понижающими бортовыми редукторами. В народе их время от времени так и именуют — “вояки” (чтоб не спутать с обыкновенными мостами без редукторов — “колхозниками”).

Подвески тоже не попросту скопированы с УАЗ-469. Задняя рессорная подвеска таковая же, а вот передняя — не совершенно. Впереди здесь стоят задние “длинные” рессоры, а не укороченные, как на 469.

Ну а сейчас поглядим машинку снутри.

Двери в мир лакшери

Садиться в “Ягуар” необходимо осторожно. Главную гордость данной машинки — её двери — можно считать и некой её неувязкой. Дело в том, что проём имеет достаточно подлую форму с выступом в том месте, которым проще всего содрать со спины кусочек мяса. Я отвертелся свитером.

Зато снутри дверь смотрится наиболее любопытно. Я бы произнес, продвинуто. Понизу у неё есть особые запоры, которые наглухо придавливают её к проёму, делая его водонепроницаемым. На остальных УАЗах такового нет.

Рождённый плавать: тест-драйв амфибии УАЗ-3907 «Ягуар»

Передняя панель “Ягуара” по сопоставлению с панелью “бобика” — просто лакшери. Видимо, не напрасно его окрестили “Ягуаром”. Не могу сказать, чем разъяснить такую щедрость конструкторов, но сделали они её неблагопристойно прекрасно для армейской машинки. Представляете, здесь есть пластик! И приборы стоят в колодцах. Сами-то они обыденные — указатели давления масла, температуры охлаждающей воды, спидометр, уровень горючего и вольтметр, да и размещены комфортно, и смотрятся симпатично. Зато замок зажигания здесь без ключа. Его роль делает “флажок”, который стоял на почти всех военных машинках СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии).

Чего же здесь вправду много — так это рычагов, торчащих из пола так же хаотично, как картошка фри из пакетика в ресторане резвого питания. Их целых 6 штук. Считайте сами: лебёдка, коробка, гребные винты, демультипликатор, блокировка дифференциала и стояночный тормоз. Отлично, что мимо рычага КП не промажешь — он здесь прямо под рукою.

Рождённый плавать: тест-драйв амфибии УАЗ-3907 «Ягуар»

Рождённый плавать: тест-драйв амфибии УАЗ-3907 «Ягуар»

Рождённый плавать: тест-драйв амфибии УАЗ-3907 «Ягуар»

Рождённый плавать: тест-драйв амфибии УАЗ-3907 «Ягуар»

Рождённый плавать: тест-драйв амфибии УАЗ-3907 «Ягуар»

В центре приборной панели стоит блок предохранителей. И это комфортно: здесь его и водой не зальёт, и по мере необходимости можно стремительно поменять спаленный (а ещё — намотать “жучок” либо воткнуть монетку, что для УАЗа почти все считают нормой). Справа, прямо перед пассажиром — ручка с намёком на нежность. Почему-либо обычно они были просто железные, прохладные и жёсткие, а здесь она мягенькая. Господи, как сиим военным подфартило…

Пассажирам заднего отсека подфартило меньше. У их есть довольно жёсткие лавки вдоль бортов и плафон освещения. В ногах им мешается запасное колесо, а держаться в случае что можно лишь друг за друга.

Ну что, попробуем, как это ведёт себя на ходу?

Мало жалко

Понимаете, что меня порадовало сходу опосля поворота ключа? Звук мотора УМЗ-41610.

Этот рядный движок самый что ни есть олдскульный: карбюраторный четырёхтактный с верхним расположением клапанов. Здесь даже привод ГРМ изготовлен не ремнём либо похабной цепью, а косозубыми шестерёнками. Работает он у нас весьма тихо и ровно. Быстрее всего, в этом награда профессионалов завода, занимающихся техникой музея, но всё же…

Рождённый плавать: тест-драйв амфибии УАЗ-3907 «Ягуар»

Рождённый плавать: тест-драйв амфибии УАЗ-3907 «Ягуар»

Бормотание мотора завершается сходу опосля нажатия на педаль акселератора. В моторе пробуждается сатана, заполняющий своим рокотом всю машинку. Стальная коробка, напрочь лишённая шумоизоляции, резонирует, как неплохой концертный рояль. Лично я ничего отвратительного в этом не вижу, хотя, естественно, я и ездил здесь не несколько часов. Может быть, на продолжительном тест-драйве я бы этот шум возненавидел, но в процессе недлинной поездки к звуку мотора я отнёсся толерантно.

Общие воспоминания мы уже выложили тут:


Добавлю несколько деталей. Для русской машинки эргономичность вышла хороший. Естественно, посиживать на недлинной подушечке кресла не очень комфортно, но это мелочи. Зато спинка регулируется. Рычаг КП, педали, руль — всё стоит там, где и обязано быть. Правда, обод обычно узкий и скользкий, а с учётом неповоротливости машинки и отсутствием ГУРа это становится вправду неувязкой.

Весьма любопытно ведёт себя подвеска. Передняя подвеска “Ягуара” приметно мягче задней и выпуклости проходит не так приметно. Быть может, причина в вытекших при Горбачёве амортизаторах, а может, в длинноватых рессорах либо большенном весе — сказать тяжело. При всем этом на неровной дороге машинка не “козлит”, но приметно рыскает фронтальной осью, отчего удержать её на линии движения мало трудно. На ровненькой дороге заморочек нет. Потому что машинку мы сберегали, наивысшую скорость развивать не пробовали. Заявлена она в 105 км/ч, но в таком фантастическом для “Ягуара” темпе мне ездить не пришлось: можно было схлопотать по спине “чулком” моста от представителя завода.

Разгоняется машинка лишь на первой и 2-ой передачах. Уже на третьей она прикидывается смертельно нездоровым астматиком и ускоряется лишь на больших оборотах мотора (которые определяются на слух: тахометра нет), а вертится этот мотор без охоты. Естественно, 77 л.с. для данной машинки весьма не достаточно. И если как вездеход она хороша, то динамика на шоссе покажется очевидно недостаточной.

Рождённый плавать: тест-драйв амфибии УАЗ-3907 «Ягуар»

Рождённый плавать: тест-драйв амфибии УАЗ-3907 «Ягуар»

Рождённый плавать: тест-драйв амфибии УАЗ-3907 «Ягуар»

Рождённый плавать: тест-драйв амфибии УАЗ-3907 «Ягуар»

Вообщем, с тягой “Ягуара” уехать с прямой в сторону это может показаться достоинством.

А вот на скорости до 60 км/ч кар кажется прямо-таки безупречным методом уехать на охоту, рыбалку либо в запой. Даже жаль, что обыденные штатские лица в своё время были лишены способности приобрести этот редчайший кар. Аналогов-то у него в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) не было. Редчайшие монстры для Министерства обороны (ВАЗ-Э2122, ЗиС-485 БАВ (биологически активные вещества), ГАЗ-46 «МАВ» либо ЛуАЗ-967) не в счёт, так что “Ягуар” полностью мог бы стать единственным в своём роде. Но времена были не те…

Вообщем, у УАЗа есть ещё много увлекательных машин, которые можно считать серийными, но труднодоступными для рядового покупателя. К примеру, спортивный УАЗ Пикап, приготовленный для роли в ралли-рейдах. Вообщем, о нём мы побеседуем в последующий раз. И даже снимем кино с сиим каром в “главной роли”. Думаю, будет любопытно. Жутко любопытно.

Источник:www.kolesa.ru

Теги:

Вам может понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *