Тип поиска

Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Share


Я кое-как свесил ноги в лючок и упёрся рукою в броню башни. Шофер орет: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих направление)”. Я вцепился одной рукою в крышку лючка, а иной рукою схватился за кромку его проёма. Танк взревел и тронулся. И здесь я сообразил, что это хрустят пальцы, а не броня. Ох, а ведь это лишь начало… Лишь бы как-то пережить эти минутки и хотя бы попробовать нажать на эти рычаги самому!

“Спасибо” НАТО (Организация Североатлантического договора, Северо-Атлантический Альянс — крупнейший в мире военно-политический блок)

История этого танка заслуживает особенного внимания. Без неё будет не совершенно понятно, почему Т-62 вышел конкретно таковым, каким вышел.

Всё началось посреди 1950-х. На вооружении Русской армии тогда стоял танк Т-54 и его модификация Т-55. Он был принят на вооружение ещё в 1946 году, и ни у кого язык не поворачивался именовать его нехорошим. В особенности у друзей из капиталистических государств. Но за 10 лет буржуи (сначала — заморские) здорово умотали вперёд и выстроили танк M48 (он же — Паттон III либо Паттон 48). Опасные америкосы сделали хитрецкий шаг: они в первый раз башню не сварили, а отлили. И наши Т-54 с таковой башней ничего создать не могли: их 100-мм нарезные пушки Д-10Т пробить броню М48 не могли. А это было, с военной точки зрения, некорректно. Тогда и танк решили модернизировать ещё раз.

Новейший проект окрестили “Объект 140”. Его пробовали выстроить на базе старенького Т-54, но вышло не весьма отлично. К 1958 году сделалось понятно, что выходит непростой и нетехнологичный монстр, который никому не нужен и задаром (хотя на его разработку ушло 16 миллионов рублей, по тем временам — сумма большущая). Основной конструктор “Объекта 140” Леонид Николаевич Карцев остался весьма недоволен своим детищем. Потом он написал о нём так:

К отдельным деталям моторного отделения совершенно нереально было добраться обыденным методом. Две тяги, к примеру, наши сборщики-асы ухитрялись соединять через лючок в днище танка, лишь вооружившись зеркалом, как это делают стоматологы при пломбировании недоступных зубов. Форсунки нижнего блока мотора можно было поменять также лишь через лючки в днище танка. И совершенно, подмоторная часть днища «объекта 140» состояла фактически из одних люков.

Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Проект свернули. Как гласил этот же Карцев, сделали это без тяжёлых последствий. Частично благодаря тому, что параллельно “Объекту 140” шла разработка ещё 1-го проекта — “Объекта 165”. Он представлял собой гибрид из сходу нескольких наработок и уже существовавшего на то время Т-55:  корпус и башню взяли от “Объекта 140”, боевое отделение — от “Объекта 150”, а мотор, коробку и ходовую часть взяли в долг как раз от Т-55. Про Т-55 мы уже упоминали, про “Объект 140” тоже, а вот что такое “Объект 150”? А это ещё один наш подарок империалистам — 1-ый и единственный ракетный танк, ставший позже известным под заглавием ИТ-1  — “истребитель танков”. В общем, заготовок было много, и новейший “Объект 165” был готов всего за два года: в 1959 году на свет возникли 1-ые эталоны новейшего танка. Ещё два года ушло на их обкатку, устранение замечаний и приёмку на вооружение. В итоге Т-62 был принят в летнюю пору 1962 года.

Этот танк на теоретическом уровне мог совладать с хоть какой имеющейся на то время бронетехникой государств НАТО (Организация Североатлантического договора, Северо-Атлантический Альянс — крупнейший в мире военно-политический блок). И конкретно им мы вынуждены огласить огромное человеческое “спасибо” за Т-62. Вашими молитвами, как говорится.

Сталь против стали

Естественно, 1-ое, что кидается в глаза — это ствол пушки. Стрелять из неё недозволено — танк демилитаризованный, и орудия в нём нет. Пушка осталась, но она тоже в нерабочем состоянии. Но она заслуживает несколько хороших слов: её можно считать гордостью этого танка.

Дело в том, что Т-62 — это 1-ый в мире танк с гладкоствольным орудием. Чудилось, нарезное было бы уместнее, почему оно гладкоствольное? А это как раз обосновано специфичностью танка — дырявить остальные танки. Гладкоствольная пушка У-5ТС «Молот» была получена путём модификации пушки Д-54. Крайняя на вооружение так и не встала, причём сходу по двум причинам.

Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Во-1-х, она оказалась недостаточно действенной в борьбе с зарубежной бронетехникой, а во-2-х, военным весьма не приглянулся дульный тормоз. Вы наверное лицезрели, что такое дульный тормоз — таковая набалдашка на конце ствола. Если кратко — она помогает понизить отдачу при выстреле. Но всё-таки военные от него решили отрешиться. Во-1-х, он очень демаскирует танк — при выстреле там видны и дым, и пламя. Во-2-х, дульный тормоз небезопасен для десанта, который во время выстрела может двигаться на броне. В итоге военные решили, что чёрт с ней с отдачей, но тормоза не нужно. Осталось решить вопросец с бронебойностью.

Здесь пошли обычным путём: убрали вырезку. Заряд снаряда без вырезки можно прирастить, а означает, лететь он будет веселее. Так и вышло. Вот так из пушки Д-54 вышла совершенно иная пушка У-5ТС.

Есть у данной нам пушки и ещё две “фишки”, которые сделали её для собственного времени практически революционной. 1-ая — это устройство для выброса стреляных гильз. Опосля выстрела оно выбрасывает гильзу через лючок в башне — таковым образом сберегли внутреннее место. 2-ая изюминка У-5ТС — новейший стабилизатор «Комета» заместо «Молнии» на Д-54. С ним можно было стрелять из пушки на ходу, что для танка с гладким стволом было в новинку.

Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Казённая часть пушки

Ну а сейчас перейдём конкретно к танку.

Если честно, вокруг него можно ходить часами, но ничего увлекательного снаружи не видно. Просто 37 тонн стали и брони. Обычному глазу не видно, что корпус танка  собран из листов катаной броневой стали шириной от 16 до 100 мм. Причём сталь здесь не обычная, а хромо-никель-молибденовая.

Зато если забраться наверх танка, то можно узреть щиты, закрывающие его моторно-трансмиссионное отделение. И вот здесь уже любопытно: здесь как раз и стоит самая узкая броня — 16 мм. Но один человек замучается открывать эти лючки. Смотрите сами: поначалу нужно взять ключ на 27 и открутить болты. Позже сиим же ключом двинуть запоры люков. А позже — открыть лючки, суммарный вес которых составляет примерно 700 кг. Задачка не из лёгких. В общем-то, потому мы в моторный отдел и не попали — это длительно и весьма трудно. Но кое-что про мотор всё-таки поведаем.

Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Есть таковой миф: ресурс танкового мотора весьма небольшой, ибо он должен выдержать бой, а позже его всё равно нужно “капиталить”. Этот вопросец я задал механику-водителю. Мехвод дал ответ уклончиво:

— А я понимаю? Работал бы на заводе — сам бы задал вопрос. Вон, 10 тыщ — и снова расход масла 20 л.. Снова на капиталку…

Что ж, частично миф подтверждён. Но если серьёзно, гарантийный срок работы мотора был заявлен в 350 часов. Вправду, не очень много. А что же это все-таки за мотор совершенно?

Здесь стоит дизель В-55В. Это четырёхтактный мотор V12 объёмом 38,9 л. Наибольшая мощность для такового объёма не так велика — 580 л.с. Зато момент воистину танковый — 2 250 Нм. Размещен мотор поперечно. Коробка — пятиступная. Подробнее о их мы поведаем чуток ниже.

Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я не буду углубляться в исследование средств связи, наблюдения и навигации. Если кратко — они здесь есть. У командира есть бинокулярный перископический смотровой устройство ТКН и электронно-оптический инфракрасный устройство ночного видения. У наводчика есть ещё и  призменный перископ ТНП-165. Ужаснее всего приходится мехводу: в бою он может глядеть на мир лишь через два недвижных призменных перископических устройства однократного роста. Причём один из их глядит прямо вперёд, а 2-ой — чуток правее курса. А вот что творится сбоку, механик-водитель не лицезреет совершенно.

Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Перископический устройство механика-водителя

Уже весьма не терпится залезть на пространство механика-водителя, но начнём мы всё-таки не с этого, а с покатушек на месте командира танка.

Здесь для вас не Европа!

К огорчению, этот танк демилитаризован чуток наиболее, чем стопроцентно, потому в башне и центральной части танка царствует разруха. Здесь не осталось даже сидений для экипажа. Так что мне придётся устроится мягеньким местом на броне, свесив ноги просто в пустоту лючка. Держаться не за что, а вот лючок держать нужно. Жить охото, потому держимся изо всех сил. Запуск мотора, погнали!

Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Честно говоря, я ждал, что на данный момент как затрясёт да заколбасит! А ничего подобного. Танк идёт весьма мягко, не чета сиим вашим Киа Соул. Ну как по другому — практически 40 тонн… А ещё — персональная торсионная подвеска. К тому же здесь есть даже гидравлические рессоры, соединенные с балансирами фронтальных и задних опорных катков. Сами же катки здесь обрезиненные, так что ход у танка умопомрачительно плавный. А вот когда шофер подвёз меня к снежной горе, я сообразил, что всё, отписался. Но ничего подобного: для танка это не преграда! Ну и нужно отметить, что механик-водитель у нас превосходный, так что скоро сделалось даже скучновато. Единственное, что веселило — это дымовая заавесь, которую устроил жрущий масло дизель. Какая уж здесь маскировка…

От таковой “экологии” в Европе сошли бы с мозга. Хотя от Т-62 сошли бы с мозга, даже если б он укладывался в Евро-6.

Ну как здесь на месте мехвода? О, сказочно! Сказочно тесновато.

Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Так смотрится пространство мехвода

У кресла водителя есть регулировка, которая, грубо говоря, сводится к трём положениям: голова наружу, голова снутри и «серединка». В боевых критериях, естественно, кресло нужно опустить и закрыть лючок. Но тогда здесь фактически совершенно ничего не видно! Очевидно, на танковом полигоне это не очень критично, но всё равно весьма некомфортно. Можно занять компромиссное среднее положение, тогда и можно выглядывать из лючка, высунув голову. Так мы и сядем.

Все вы отлично понимаете что руля у танка нет. Так что будем говорить о “ухватистых” и “пухлых” рычагах фрикционов (по сути никакие они не ухватистые и тем наиболее не пухлые). Здесь нет даже обычных педалей. Поточнее, педаль акселератора обычная, а вот тормоз и сцепление — это какие-то лошадиные стремена, а не педали.

Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Так, что здесь нам нужно знать, до этого чем тянуть руку к кнопочке стартера? Во-1-х, обратим внимание на рычаг перед рычагом КП. С его помощью перед запуском мотора нам нужно подкачать горючее. Хитрецкий “барашек” рядом с ним — переключатель меж топливными баками. Баков на Т-62 несколько. Главные стоят снутри корпуса, и они надёжно защищены бронёй. Снаружи вдоль правого борта есть ещё два запасных бака, из которых солярку можно перекачать в главные. Но мы этот переключатель не трогаем. А вот клавишу маслозакачивающего насоса (МЗН) надавить придётся: перед запуском дизеля в него нужно “накачать” масло. Но перед сиим необходимо ещё включить “массу”. Для этого жмем клавишу питания, расположенную практически около правого уха.

Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Совершенно, здесь всё изготовлено так, чтоб танкист в бою выжил, но страшно исстрадался. И клавиш, которые просто нажимаются пальцем, здесь тоже практически нет. Потому по кнопочке массы приходится стучать кулаком. Сейчас жмем клавишу МЗН, ждём несколько секунд и жмём клавишу стартера. В принципе, мотор можно запустить и сжатым воздухом, но у нас все четыре 24-вольтовые АКБ заряжены. Итак, дизель запущен.

Понимаете, чем рядовая современная машинка, даже грузовая, различается от танка? В ней постоянно тише, чем снаружи. Закрыл окошко — и мотора практически не слышно. А вот в Т-62 всё строго напротив. Рёв снутри танка просто страшный. Мехвод хотя бы в шлеме, а вот у меня уши ничем не прикрыты. Кричать здесь тоже никчемно, так что заткнулись и терпим.

Терпим не только лишь шум, да и унижения от рычагов коробки. Помнится, я как-то радовался, что рычаги Шерпа можно двигать пальчиками. Но Т-62 — никогда не Шерп, хотя здесь тоже есть бортовая коробка. Правда, иная. Здесь стоят двухступенчатые планетарные механизмы поворота с блокировочными фрикционами. У рычагов два положения, и зависимо от того, как очень потянуть рычаг на себя, радиус поворота изменяется. Само собой, ступенчато. Как наш мехвод ухитрялся рулить сиим танком буквально — мозга не приложу.

Силу нужно прикладывать не только лишь к рычагам, да и к педалям. Но здесь выручает высадка: ноги распрямить просто негде, потому они всё время согнуты в коленях. Упираемся спиной в кресло и давим со всей дурачься. И при переключении передач не забываем жать “собачку” на рычаге. К слову, коробка здесь пятиступная с полностью алогичной схемой переключения передач: 1-ая — вниз, 2-ая — на лево и вниз, 3-я — на лево и ввысь, четвёртая — на право и ввысь, 5-ая — на право и вниз, а задняя — просто вперёд.

Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Баки-стеллажи

Контрольный выстрел в голову — это абсолютная невидимость органов управления в “походном” положении. Выручает ужасная теснота: руками махать негде, и рычаги находятся сами собой. Если опустить голову в танк, органы управления видны, но не видно дорогу. И совершенно ничего не видно.

Допускаю идея, что мне с ростом метр восемьдесят в танке совершенно не пространство. Я здесь не мог развернуться с фотоаппаратом, как здесь вести войну — совершенно неясно. И не дай бог этого осознать.

Т-62 окончили выпускать в 1975 году, но повстречать их можно до сего времени. Из недавнешних боевых действий можно вспомянуть вооружённый конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия) в Южной Осетии, штатские войны в Ливии и Сирии. Т-62 до сего времени стоит на вооружении 13 государств мира. Неплохой, естественно, танк. Но пусть лучше он стоит, а не ездит и стреляет. Так всем будет лучше.

Выражаем благодарность за предоставленную на тест-драйв машинку межрегиональной публичной организации содействия исследованию и эксплуатации военной техники “Военно-техническое общество”.

Источник:www.kolesa.ru

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *